Куйбышев - вторая столица

Содержание :

a222 июня 1941 г. на нашу страну обрушились германские войска, стремившиеся по плану “Барбаросса” за 6 недель уничтожить вооруженные силы СССР и захватить Москву. Этот план провалился и блицкрига не получилось, но... 8 октября 1941 г. ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение заминировать важнейшие объекты Москвы; 12 октября наши войска оставили Калугу; 14 октября немцы захватили Калинин (совр. Тверь); в руках немцев оказались Можайск, Малоярославец, Волоколамск и Клин; танки генерала Гудериана были на подступах к Туле... Руководство страны считало, что судьбу Москвы решают считанные дни. 15 октября ГКО было принято решение: “Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии ГКО постановил:

  1.Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев.

  2.Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, также Правительство во главе с Молотовым (Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).

  3.Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в г. Арзамас”.

 

Почему Самара?

На этот вопрос очень трудно ответить. Но, попробуем с помощью геополитического анализа объяснить причины превращения Самары во вторую столицу.

Очевидно, что “запасная столица” должна была располагаться на Волге: могучая река являлась важной нефтяной и грузовой магистралью, тем более, что Москва была с нею связана. Следующей территорией, пригодной к размещению второй столицы, мог стать Урал. Именно поэтому некоторые историки прочили на эту роль Свердловск. Но “столица Урала” была слишком далеко от центра. Японский посол в СССР, генерал Тетекава, шутил по этому поводу: “... я знаю, что Гитлер готовит свой въезд в Москву, ... а Сталин - свой переезд в Свердловск, но оттуда он не сможет управлять страной”. Управлять страной удобнее было только с Волги.

К тому же, перенос столицы на Волгу имел принципиальное значение - тем самым указывалась граница, дальше которой советские войска не могли отступать. Крупных городов, располагавшихся на Волге и способных разместить правительство и посольства, было много - Горький (совр. Нижний Новгород), Казань, Ульяновск, Куйбышев (совр. Самара), Саратов, Сталинград (совр. Волгоград) и Астрахань. Почему же был выбран именно Куйбышев?

Скорее всего, автоматически отпадали города, расположенные на правом берегу Волги (то есть, на берегу, обращенном к немцам) - опыт обороны Сталинграда это доказывает - город, носивший имя вождя, был почти полностью захвачен или уничтожен нацистами, а противоположный берег Волги так и остался советским, откуда и началось контрнаступление, приведшее к “Сталинградскому котлу”. Таким образом, оставались пригодными для эвакуации столицы только левобережные города Волги - Казань, Куйбышев, Астрахань. Астрахань была слишком далека. Куйбышев же располагал удобнейшим железнодорожным узлом - из него можно было попасть на Урал, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Казань и Астрахань были в стороне от этой важнейшей железнодорожной сети.

Казань была национальным центром. Не слишком важный факт для рядового города становился решающим при выборе места для “запасной столицы”. Покоренная в 1552 г. Иваном Грозным Казань, возможно, ничего не забыла, а Сталин в национальном вопросе считал себя специалистом. Кстати, видимо, по этой же причине Саратов не имел ни одного шанса в конкурсе на “запасную столицу” - считавшийся столицей поволжских немцев, Саратов, наверняка, считался очень опасным в период войны с Германией.

Таким образом, оставался только Куйбышев. Гидроэлектростанции в то время рядом с городом не было, поэтому можно было не опасаться взрыва плотины с последующим затоплением города.

Самара - вторая столица

Куйбышевцам и без московских гостей было нелегко: тысячи беженцев, десятки эвакуированных заводов с огромным количеством рабочих, госпитали и т.д. Жителей города “уплотняли” - подселяли на их жилплощадь беженцев и эвакуированных рабочих. Правда, секретарю ЦК Андрееву построили дачу на берегу Волги, а семье Микояна - личное бомбоубежище. Но это же - “отцы народа”. С 17 октября 1941 г. (в тот день было принято постановление СНК СССР “О мероприятиях по местной противовоздушной обороне г. Куйбышева”) город стал вечерами и ночами погружаться во тьму: на окнах из-за возможных бомбардировок (немецкие летчики однажды попытались сделать авиа налет на Сызранский железнодорожный мост, но были отогнаны зенитным огнем) повесили шторы из плотной черной бумаги. Вечерами по улицам ходили дежурные и проверяли светомаскировку. Фары редких автомобилей также были затемнены. Впрочем, экономя электроэнергию, лампочки жгли впол - или втреть - накала, а то и вовсе освещали свой безрадостный быт керосинкой.

У магазинов выстраивались длинные очереди за скудными нормами круп, жиров и хлеба по карточкам. Хлеб давали только ржаной, привозя его на крытых фанерных фургонах, запряженных лошадями. Иногда, помимо продуктовых карточек, выдавали ордера на калоши, туфли, брюки или платья. Никто не отказывался, даже если товар не подходил, - его можно было обменять или продать. Кого не устраивала государственная торговля, ждал базар. Буханка ржаного хлеба стоила 300 рублей, полбутылки водки- 500. В городе было несколько киосков, торговавших пивом по 2 р. за кружку.

В зиму 41-42 гг. вымерзли присамарские сады. Многие курильщики перешли на махорку и базарный самосад. Чай пили, в основном, свекольный или морковный. Изредка - с сахарином.

Вся жизнь сосредоточилась в черных громкоговорителях, висевших на уличных столбах. Сводки Сов информбюро с голосом Левитана, звуковые письма на фронт и обратно, марши, русские народные песни - такой небогатой стала программа радио. В декабре 1941 г. в Куйбышеве началось строительство радиоузла, по мощности не уступавшего известной всему миру радиостанции имени Коминтерна. До сих пор этот радиоузел находится в рабочем состоянии резерва.

Правительство

15 октября в Куйбышев вместе с другими органами власти должно было выехать Политбюро, но по предложению Микояна от этой идеи отказались.

17 октября в Куйбышев приехали М.И. Калинин (председатель Президиума Верховного Совета СССР), К.Е. Ворошилов (член ГКО), А.А. Андреев (секретарь ЦК ВКП(б)), А.Ф. Горкин (секретарь Президиума Верховного Совета СССР), М.Ф. Шкирятов (зам. Председателя ЦКК ВКП(б)), Н.А. Вознесенский (зам. Председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР),многие другие.

В Куйбышев были эвакуированы часть аппарата ЦК ВКП(б), некоторые отделы наркомата обороны, ЦК ВЛКСМ и СНК.

На Андреева и Вознесенского были возложены функции чрезвычайного значения: Андреев руководил политической деятельностью в районе между Волгой и Уралом, включая республики Средней Азии, а контроль за промышленностью и сельским хозяйством этого региона был возложен на Вознесенского.

Несколько позже в Куйбышев приехал исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым.

В Куйбышев перевели Академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский Академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Артисты Большого, освоившись уже осенью, стали давать спектакли. Первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича состоялось именно в Куйбышеве, 5 марта 1942 г. Он закончил ее в “запасной столице” 27 декабря 1941 г. и именно Куйбышеву обязана своим рождением симфония, ставшая музыкальным символом борьбы советского народа за свою свободу.

В пригородах Самары формировались воинские части, посылавшиеся на фронт. Некоторые из них приняли участие в историческом параде 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве.

 

Парад ноября 41-го

7 ноября на Красной площади должен был состояться парад немецких войск. И парад состоялся, но ... - советских. Одновременно парад прошел еще в Воронеже и в “запасной столице” - Куйбышеве.

В параде приняли участие формировавшиеся в ПриВО 65 и 237 дивизии. Командовал парадом генерал Пуркаев, а принимал - сам Ворошилов. На трибунах были Калинин, Андреев, Шверник, Шкирятов, Вознесенский, Первухин, Ярославский. Слева от трибуны располагался дипломатический корпус и журналисты. Видимо, именно из-за них именно в Куйбышеве был устроен один из трех парадов - иностранцев надо было удивить, заставить их поверить, что СССР не сломлен.

Целых полтора часа (!) перед трибунами шли пехота, курсанты военно-медицинской академии, сводный женский батальон войск ПВО и гарцевала кавалерия. За ними - танки “БТ-7” и “Т-35”, мотопехота на “ЗиС-5” и противотанковые пушки с тягачами. В небе несколькими волнами пролетели штурмовики (знаменитые “Ил-2” производили как раз в Куйбышеве), истребители и бомбардировщики.

Бункер

Сталин рассчитывал приехать в Самару 16-17 октября 1941 г. Потом это решение было отложено, но оставалось актуальным. Впрочем, существуют разные взгляды на этот вопрос. Так, Молотов писал: “... Никаких колебаний у Сталина не было. Он не собирался уезжать из Москвы”. Но это он говорил в своих воспоминаниях, уже после войны. Кроме того, являлся вероятным возможный приезд вождя в “столицу” временно, по делам. В любом случае, было необходимым предусмотреть создание для Сталина защитного сооружения на время возможной бомбардировки Куйбышева. Осенью 1941 г. начались работы по созданию бункера. Этой работой занимался спецотряд “Метростроя”, командированный в Куйбышев. В бункере помимо метростроителей, работали шахтеры Донбасса, Кузбасса и Кашпир-Рудника под Сызранью.

Очень быстро были вырыты 2 шахты (главная диаметром 8 метров и глубиной 14 метров), перемычка между ними и из нее - третья шахта (диаметром 6,5 метров), опускавшаяся на глубину 37 метров. За 9 месяцев с начала строительства (марта 1942 г.) было извлечено 25 тысяч кубометров грунта, уложено более 10 тысяч тонн бетона, смонтировано 5 тысяч тонн металлоконструкций.

Бункер был готов к 16 декабря 1942 г. и мог на время бомбежки (на несколько часов) разместить около 100 человек. Он превосходил все известные зарубежные постройки того времени - гитлеровские бункеры в Берлине (16 метров) и Виннице (12 метров), убежища Черчилля в Лондоне (2 этажа) и Рузвельта в США (2 этажа). Кабинет Сталина и зал заседаний (площадью около 70 кв. метров) расположились на глубине в 37 метров. В кабинете имелось 6 дверей, из которых только 2 рабочие - входная и в туалет. 4- фальшивые, видимо, создававшие впечатление наличия за ними комнат охраны.

Посольства

Столица не может считаться таковой, если не признана дипломатами других стран. Наличие в городе иностранных посольств и миссий придает “запасной столице” международный статус.

Бывший шведский посланник в СССР в 1940 - 1944 гг. Вильгельм Ассарссон в своей книге “В тени Сталина” писал: “Уже в начале войны некоторые дипломаты поставили вопрос об эвакуации дипломатического корпуса. В частности, американский дипломат Лоуренс Стейнхардт. Однако Молотов отклонил его предложение... Генерал Тетекава (посол Японии в СССР) 12 октября нанес мне визит, интересуясь, что известно о предстоящей эвакуации. Я ответил, что ничего не знаю”.

15-16 октября дипломатические миссии специальными поездами выехали в Куйбышев. Только 19-20 октября дипломаты прибыли в “запасную столицу”. Для обеспечения деятельности дипломатов вместе с ними прибыли работники наркомата иностранных дел, которых возглавлял зам. наркома А.Я. Вышинский.

Перевозом дипломатов из Москвы в Куйбышев советское правительство одним выстрелом “убило двух зайцев” - обеспечило им полную безопасность и убрало их из Москвы. Впрочем, иностранцы это прекрасно понимали. Посол Великобритании Стаффорд Криппс писал в своем дневнике: “Прошлой ночью я видел Вышинского и понял, что нас обвели вокруг пальца. Хоть это и произошло случайно, ситуация чрезвычайно серьезная. Советское правительство не приехало в Самару. Нет здесь также и сотрудников из учреждения Микояна. Генеральный штаб не переехал, а сам Молотов, несмотря на свои заверения, тоже остался в Москве. Мы изолированы и ничего не можем предпринять. Даже на самые простые вопросы, которые я задавал Вышинскому, тот отвечал, что для этого надо звонить в Москву”.

Вместе с посольствами для охраны и контроля из Москвы была откомандирована большая группа (около 400 человек) из состава 2-го Главного Управления НКГБ СССР во главе с заместителем начальника Управления полковником госбезопасности Бутенко. В составе “чекистского” поезда был тюремный вагон с 22 арестованными высшими командирами советской армии - они были расстреляны в Куйбышеве 28 октября 1941 г.

 Посольство Австралии - ул. Куйбышевская, 110.

 Посольство Афганистана - ул. Куйбышевская, 137. Здание не сохранилось.

 Посольство Болгарии - ул. Молодогвардейская, 119.

 Посольство Великобратинии - ул. С. Разина, 106. Имелась и военная миссия.

 Посольство Греции - ул. М.Горького, 126.

 Посольство Ирана - ул. С. Разина, 130.

 Посольство Канады - ул. Чапаевская, 181.

 Посольство Китая - ул. С. Разина, 108.

 Посольство Мексики - адрес не установлен.

 Посольство Монголии - ул. Красноармейская, 84.

 Посольство Норвегии - ул. Молодогвардейская, 119.

 Посольство Польши - ул. Чапаевская, 165.

 Посольство США - ул. Некрасовская, 62. Имелась и военная миссия.

 Посольство Тувы - ул. Красноармейская, 34. Здание не сохранилось.

 Посольство Турции - ул. Фрунзе, 57.

 Посольство Чехословакии - ул. Фрунзе, 57.

 Посольство Швеции - ул. Красноармейская, 15. (“Особняк Курлиной”, филиал Самарского краеведческого музея).

 Посольство Югославии - ул. Фрунзе, 51.

 Посольство Японии - ул. Чапаевская, 80.

 Комитет национального освобождения Франции - ул. Куйбышевская, 111.

 Дипломатическая миссия Кубы - адрес не установлен.

Вместе с дипломатами из Москвы эвакуировали в Куйбышев и иностранных газетчиков. Они поселились в гостинице “Гранд Отель”. Их перемещения даже по городу были ограничены до минимума. Многие из газетчиков пили. Узнав, что 7 декабря 1941 г. японский флот вероломно напал на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, американские журналисты затеяли грубую драку с японскими “коллегами”.

Послов поселили на квартирах. Условия их расселения были не лучшими - город испытывал много гораздо более серьезных проблем. Шведский посланник Ассарсон вспоминал: английский посол “Криппс жаловался на то, что его квартира темная и к тому же полна клопов и тараканов. Он сказал, что плохо чувствует себя в Самаре. От его обычного оптимизма не осталось и следа... Посол США Стейнхардт со своим персоналом был размещен в здании средней школы... Можно утверждать что угодно, но только не то, что он доволен. Я сказал послу, что в данной обстановке мы вряд ли можем рассчитывать на что-то лучшее, но он не захотел меня слушать. С видом оскорбленного человека Стейнхардт возразил: “Я поступил на дипломатическую службу не для того, чтобы вот так страдать. Я поступлина нее, чтобы получать удовольствия от жизни. Вы должны согласиться, что здесь все так убого. Мы попали в западню”.

Не все иностранцы мирились с подобными условиями. Сотрудник миссии США по военному снабжению Красной армии полковник Файновилл обратился в ноябре 1941 г. в наркомат иностранных дел с просьбой предоставить ему дом или квартиру в 16-18 комнат и гараж на 3 машины.

18 декабря 1941 г. на ул. Куйбышевская, 72 распоряжением городских властей был открыт промтоварный магазин специально для иностранцев. Вскоре для послов начал работать и закрытый продовольственный магазин “Гастроном”. Его окна были забелены мелом, чтобы люди с улицы не видели ассортимент, а у двери стояли на страже 2 сотрудника НКВД.

Самарский троллейбус

В 1942 г. - самом тяжелом для боровшегося СССР - в Куйбышеве благодаря инициативе председателя куйбышевского горисполкома М.А. Пылева были построены первые троллейбусные линии. Необходимость их создания была вызвана тем, что эвакуировавшиеся заводы размещались на окраинах города, на Безымянке, а рабочие жили в центре. Из-за этого сильно возрос транспортный поток между центром города и его окраинами.

27 июля 1942 г. куйбышевский горисполком принял решение о создании первой (пробной) троллейбусной линии “Железнодорожный вокзал-площадь Революции” протяженностью 3,5 км. Всего за 4 месяца (благодаря инициативности нового председателя куйбышевского горисполкома П.П. Волкова, сменившего на этом посту М.А. Пылева) по улица Куйбышевской и Льва Толстого были протянуты контактные провода, на привокзальной площади устроили диспетчерскую будку и ремонтную яму, обложенную шпалами - первый “ремонтный цех”. Первыми водителями троллейбусов, которых учили за те же 4 месяца москвичи, стали водители трамваев и молодежь. Исходя из тяжелой ситуации военного времени, среди них было немало девушек. К ноябрю 1942 г. в город прибыло из Ярославля 20 троллейбусов “ЯТБ-1” и “ЯТБ-2”. Впервые вышедшие на линии в Москве 25 июля 1936 и весной 1937 гг. соответственно, эти машины были рассчитаны на перевозку 50 пассажиров, из которых 13 были обеспечены сидячими местами. Любые перегрузки по численности могли вывести из строя хрупкий троллейбус второго “семейства” отечественных (первыми были “ЛК” - 1, 2 и 3). Ширина “ЯТБ” составляла 2,4 м., что на 10 сантиметров превышало “ЛК”. Больше на 30 сантиметров была и длина троллейбуса. Двери троллейбусов открывала и закрывала пневматика.

В первых числах ноября 1942 г. пробный рейс совершил москвич Лущинский. 7 ноября было открыто регулярное движение по улицам Куйбышевской и Льва Толстого. Рейс сперва занимал 30 минут, а с открытием двустороннего движения сократился до 18-20 минут. Уже к декабрю 1942 г. первым маршрутом было перевезено 163 000 пассажиров, а за первых 4 дня января 1943 г. - 34 000! 1 мая 1943 г. троллейбус был пущен по долгожданному маршруту №2 - “Куйбышев-Безымянка” от Дома Сельского Хозяйства по улицам Полевой, Мичурина и Семейкинскому шоссе протяженностью 13,7 км. Особенностью куйбышевских троллейбусов являлось то, что они ходили только до наступления темноты.

От Самары “столичной” - к Самаре “провинциальной”

Героическими усилиями советских воинов положение под Москвой стало выправляться. 5 декабря 1941 г. началось знаменитое контрнаступление, показавшее немцам всю бесплодность их надежд на покорение СССР. Отпала надобность в “запасной столице” - после провала операции германских войск “Тайфун” Москва могла спокойно продолжить свою столичную жизнь. М.И. Калинин уехал из Куйбышева в Москву в середине декабря 1941 г. Вскоре уехал Ворошилов. Дипломатический корпус оставался в Куйбышеве до августа 1943 г. Только после победы на Курской дуге иностранные представительства получили разрешение вернуться в первопрестольную. Первый специальный поезд с послами покинул вокзал 11 августа, а последний - 21 августа 1943 г. Вместе с дипломатами отбыли и чекисты. Вскоре уехали и сотрудники правительственных учреждений.

Самара вернулась к тихой жизни обычного советского провинциального города. Кроме того, впереди было еще 2 года тяжелейшей войны. Войны, для победы в которой Самара сделала очень много.