Космические разработки

Содержание :

Вступление

Проект ВИК

Проект ОПС "АЛМАЗ"

Проект_ТК_"Прогресс"

Проект ТКС

Стыковки на орбите

Проект_ДОС_17К_"Салют"

Пилотируемые космические станции первого поколения

Пилотируемые космические станции второго поколения

Пилотируемая космическая станция_третьего_поколения

Проект ТМК_"Скиф- ДМ"

Пилотируемые станции четвертого поколения

Список источников и литературы

В процессе создания семейства космических орбитальных станций СССР - России куйбышевские (а с 1990 г. самарские) КБ и предприятия сыграли важнейшую роль - подавляющее большинство ракет-носителей (РН) для космических кораблей (КК) “Союз” и “Прогресс” проектировались и изготовлялись в Куйбышеве, на ЦСКБ и “Прогрессе”, а двигатели к ним - на заводе им. Фрунзе.

Идея создания на орбите Земли космических станций существовала задолго до старта первого спутника.

Проект ВИК

Первой попыткой создать орбитальную станцию в СССР стал проект ОКБ-1 (под руководством С.П. Королева) Военно-Исследовательский Комплекс (ВИК), состоявший из малой орбитальной лаборатории МОЛ (11Ф731) - первой орбитальной станции, и трехместного пилотируемого КК “Союз” (11Ф732). Они должны были выводиться двумя РН “Союз” и стыковаться на орбите. Работы по ВИКу были закрыты в 1965 г. после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о передаче разработки станции в ОКБ-52.

 

Проект ОПС “Алмаз”

Проектом орбитальной пилотируемой станции (ОПС) 11Ф71 “Алмаз” (кодовое название “Меч”) с 12 октября 1964 г. занялось ОКБ-52 под руководством Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея (позже стало называться ЦКБМ - Централизированное Конструкторское Бюро Машиностроения, впоследствии - НПОМаш - Научно-Производственное Объединение Машиностроения). По станции был разработан аванпроект, а 21 июля 1967 г. был утвержден межведомственной комиссией и эскизный проект.

Станция предназначалась для решения научных, народно-хозяйственных и оборонительных задач со сменным экипажем из 3-х человек и сроком активного существования в 1 - 2 года. ОПС задумывалась как наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для экипажа, оснащенная фотокамерой с фокусом 10 м. и складной оптикой, средствами наблюдения и электромеханической системой стабилизации. Фотопленку предполагалось обрабатывать на орбите, наиболее интересные кадры передавать на Землю по закрытому телеканалу узконаправленной антенной, а остальные доставлять в возвращаемой капсуле.

Предусматривалась возможность выхода космонавтов в открытый космос в скафандрах, хранившихся на станции. На нижней части борта ОПС размещался люк в пусковую камеру, из которой отправлялась на Землю капсула с фотопленкой и исследовательскими материалами. Капсула была оснащена твердотопливным тормозным двигателем, парашютной системой, сбрасываемым теплозащитным экраном и спусковым отсеком с маяком. Станция защищалась артиллерийским вооружением.

В феврале 1967 г. министр общего машиностроения издал указ о подготовке на заводе им. М.В. Хруничева (ЗиХ) производства для выпуска изделий, разработанных в ЦКБМ. Проектно-конструкторскую разработку РН “Протон” (для запусков ОПС), ВА (позже ТКС) и ОПС “Алмаз” поручили коллективу филевского филиала № 1 ОКБ-52 (совр. КБ “Салют”) под руководством главного конструктора Виктора Никифоровича Бугайского. Другой проект предусматривал выведение на орбиту состыкованных между собой ОПС (11Ф71) и возвращаемого аппарата ВА (11Ф74). Экипаж предусматривался 2 человека, длина - 6,5 м., диаметр - 2,7 м., масса - 6,7 т., а объем - 13 куб. м.

Но из-за значительной массы пришлось отказаться от идеи их стыковки на Земле. Это позволило увеличить массу ОПС до 20 тонн, равную полезной нагрузке РН “Протон”. Проектно-конструкторские работы по ОПС “Алмаз” удалось завершить в основном к концу 1969 г., были созданы 2 летных и 8 стендовых ОПС, но срок изготовления и первого пуска был отложен из-за отсутствия части приборов и аппаратуры, к которым военные предъявляли высокие требования.

В момент вывода ОПС на орбиту высотой 220 - 250 км. ее масса составляла 17 800-18500-18 900 кг., общая длина - 14,6-16 м., максимальный диаметр - 4,1-4,2 м., а общий объем жилых помещений - 47-100 куб. м., время пребывания на орбите - 410 дней. Каждую ОПС предполагалось оснастить одной возвращаемой капсулой “Меркурий”, позволявшей вернуть на Землю до 100 кг. груза. Полезная нагрузка станции предполагалась 5 т., масса топлива N2О4/UDMH - 1,8 т.

В феврале 1970 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по орбитальным станциям. Изготовленные на ЗиХе корпуса ОПС “Алмаз” были переданы ЦКБЭМ.

 

Проект ТК “Прогресс”

Длина от штыря стыковочного узла до кормы транспортного корабля ТК “Прогресс” составляла 7,94 м., диаметр ТК - 2,72 м. (грузового отсека - 2,2 м.), объем герметичного отсека - 6,6 куб. м. Стартовая масса “Прогресса” около 7,0 т., масса полезной нагрузки - 2,3 т. (включая 1 т. топлива для дозаправки станции). Длительность автономного полета КК - 3-4 суток (из-за отсутствия солнечных панелей).

 

Проект ТКС

Первоначально предполагалось использовать в качестве транспортного корабля КК “Союз”, но его тактико-технические характеристики не отвечали требованиям. Руководство ОКБ-1 отказалось разработать необходимый ТК, поэтому Челомей решил силами ОКБ-52 решить эту проблему. За основу ТКС был принят разрабатывавшийся ранее лунный корабль ЛК-1.

ТКС (11Ф72) предназначался для доставки на ОПС экипажа из 3-х человек, расходуемых материалов и грузовых возвращаемых капсул. ТКС предполагалось выводить на орбиту РН “Протон”. В момент вывода ТКС на орбиту его масса составляла 15 000-20 000 кг., длина - 13 м., а общий объем помещений - 43,8 куб. м. ТКС состоял из функционально-грузового блока ФГБ (11Ф77) и возвращаемого аппарата ВА (11Ф74). ВА для ТКС разрабатывался на основе ВА от ЛК-1 и предполагался для возврата грузов и материалов на Землю. ВА делался как кабина для полета экипажа из 3-х человек в скафандра и представлял собой конус высотой 3,7 м., диаметром 2,79 м. и массой 7,3 т. Безопасный спуск обеспечивался парашютной системой и двигателями мягкой посадки. Планировалось подготовить собственных космонавтов, и 6 специалистов ОКБ прошли в конце 60-х годов медкомиссию и были утверждены в министерстве общего машиностроения СССР. Предполагалось, что они начнут летать с четвертой ОПС, но этот план оказался нереализованным.

ТКС были разработаны и летали в космос (но никогда не в пилотируемом варианте), стыкуясь со станциями 4 раза, под названиями “Космос-929”, “Космос-1267”, “Космос-1443” и “Космос-1686”. Их запускали с помощью РН “Протон-К”.

ТКС “Космос-929” массой 19 т. стартовал 17 июля 1977 г., полет продолжительностью 201 сутки закончился 2 февраля 1978 г. Возвращаемая капсула была спущена на Землю 16 августа 1977 г.

ТКС “Космос-1267” массой 15,1 т. стартовал 25 апреля 1981 г., пристыковался к ОКС “Салют-6” 19 июня в 10.52 по московскому времени после 57-дневного автономного полета. Полет ТКС закончился 29 июля 1982 г. вместе с ОКС “Салют-6”. Возвращаемая капсула была спущена на Землю 24 мая 1981 г.

ТКС “Космос-1443” массой 20 т. стартовал 2 марта 1983 г., пристыковался к ОКС “Салют-7” 4 марта. ТКС отстыковался от ОКС 14 августа 1983 г., и закончил полет 19 сентября. Возвращаемая капсула была спущена на Землю 23 августа 1983 г. в 11.02 по московскому времени.

ТКС “Космос-1686” массой 20 т. стартовал 27 сентября 1985 г. ТКС закончил полет 7 февраля 1991 г. в 4.00 по московскому времени недалеко от Аргентины. Возвращаемая капсула диаметром 3 м. и массой 2-3 т. не была использована.

 

Стыковки на орбите

Первая стыковка на орбите была проведена 30 октября 1967 г. между двумя беспилотными КА (“Космос-186” и “Космос-188”).

Первая пилотируемая стыковка была осуществлена 16 января 1969 г. между КК “Союз-4” и “Союз-5”. В первом корабле находился экипаж в составе Б.В. Волынова, Е.В. Хрунова и А.С. Елисеева; во втором - В.А. Шаталов. После успешной стыковки Е.В. Хрунов и А.С. Елисеев перешли в “Союз-5” и на нем приземлились.

 

Проект ДОС 17К “Салют”

В декабре 1969 г. секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов, занимавшийся оборонными вопросами, предложил руководителю ЦКБЭМ В.П. Мишину разработать на базе ОПС новую, более простую станцию. На ее создание отводилось 1-1,5 года, поэтому предполагалось использовать в ней максимум приборов и оборудования, уже летавших в космосе. Предполагалось привлечь к работе над новой станцией В.Н. Бугайского.

На Новый, 1970 г. В.П. Мишин приехал в дом отдыха в Баковке, где в то время отдыхал Виктор Никифорович ч супругой, чтобы заручиться его согласием. Через несколько дней состоялась беседа Д.Ф. Устинова с В.П. Мишиным, В.Н. Бугайским и М. Рыжих (директором ЗиХ), на которой были обговорены основные организационные вопросы совместной деятельности трех организаций по новой орбитальной станции.

1-я ДОС с кодовым именем “Заря” (известная под названием “Салют”) была подготовлена к пуску всего за год. 17К (11Ф715) предполагалась для 3-х человек.

В момент вывода ДОС 1-3 на орбиту ее масса составляла 18 210 (18 900?) кг., а ДОС 4 - 18,5 т. Длина ДОС составляла 13,1-15 м. (а у “Салютов”-6 и -7 с двумя пристыкованными КК “Союз” - около 29 м.), диаметр отсеков (от носа к корме) - 2; 2,9; 4,15 м. Масса научной аппаратуры - 1,5 т. На ДОС-1-3 использовали 2 разнесенные секции солнечных панелей размахом 9,8 м. и площадью 33 кв. м., размещенных в торцевых отсеках, которые обеспечивали электропитание станции мощностью 1 кВт. На ДОС-4 начали устанавливать 3 панели солнечных батарей размахом 17 м. и площадью по 20 кв. м. (всего 60 кв. м.), которые обеспечивали электропитание станции мощностью 2 кВт. Коррекции производились двигателем тягой 417 кгс. Топливо Nitric Acid/Hydrazine массой 2 т. обеспечивали работу двигателя в течение 282-х секунд. Телеметрия была медленной.

 

Пилотируемые космические станции первого поколения

Пилотируемые станции первого поколения отличались крайне низким сроком использования из-за наличия всего одного стыковочного узла.

Первая ОКС “Салют” (ДОС-1 или №121) была отправлена на Байконур в феврале 1971 г. Она была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” 19 апреля 1971 г. и закончила свою работу 11 октября 1971 г., пробыв на орбите 175 (179,93 дней?) суток. Перигей орбиты составлял 180 км., апогей - 214 км., наклонение - 51,4(. Со станцией связаны полеты КК “Союз-10” (командир-полковник В.А. Шаталов, борт-инженер А.С. Елисеев и инженер-испытатель Н.Н. Рукавишников) и “Союз-11” (командир Г.Д. Добровольский, борт-инженер В.Н. Волков и инженер-испытатель В.И. Пацаев). Полет запущенного 23 июля 1971 г. “Союза-10” оказался не совсем удачным - стыковка состоялась, но из-за повреждения стыковочного агрегата герметического соединения не образовалось, переход н станцию не был проведен, и после 5 часов 30 минут полета в сцепке (“Салют”-“Союз-10” массой 26 т.) были проведены отстыковка и посадка “Союза-10” 25 апреля 1971 г. КК “Союз-11” был запущен 6 июня 1971 г. в 7.55 московского времени, а 7 июня в 10.00 была произведена его успешная стыковка с “Салютом”. 22 суток экипаж успешно работал , 30 июня была произведена отстыковка, но при посадке произошла разгерметизация спускаемого аппарата в верхних слоях атмосферы и космонавты погибли. 16 октября Центр Управления Полетами ЦУП дал ДОС команду на вхождение в плотные слои атмосферы, где станция сгорела и ее обломки упали в Тихий океан.

Вторая ОКС (ДОС-2 или №122) массой 18 т. была запущена в космос ракетой-носителем “Протон-К” 29 июля 1972 г., но на орбиту не вышла из-за отказа 2-й ступени на 162-й секунде.

Из-за этой неудачи ДОС-2 31 декабря 1972 г. Л.И. Брежнев лично выбрал ОПС-1 для запуска под названием “Салют-2”. Третья ОКС “Салют-2” (ОПС-1 или №101) массой 18,5 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” 3 апреля 1973 г. с космодрома Байконур. Перигей орбиты составлял 216 км., апогей - 248 км., наклонение - 51,6(. На 13-е сутки произошла разгерметизация отсеков ОПС, 25 апреля перестала поступать телеметрическая информация и станция закончила свою работу 29-28 (?) апреля (мая?) 1973 г. в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы, пробыв на орбите 26 (вариант - 54,62 дня) суток. ТАСС 28 апреля объявило, что “программа полета завершена” (не сказав “успешно”) и 28 апреля упала в океан около Австралии. Анализ причин аварии позволил предположить некачественную работу двигательной установки, что привело к прогоранию корпуса станции. Для работы на станции готовился экипаж Поповича и Артюхина. Возращаемой капсулы на борту ОПС не было.

Четвертая ОКС, названная в СССР “Космос-557”, а в США - “Салют-3А” (ДОС-3;) массой 19,4 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” 11 мая 1973 г. Этот запуск был вызван желанием обогнать запуск американской ОКС “Скайлэб”, запущенной 3-мя днями позже. Перигей орбиты составлял 206 км., апогей - 225 км., наклонение - 51,6(. Контроль над станцией был сразу потерян. Совершив несколько витков, ОКС 22 мая (проработав 10,98 дней) закончила свою работу. Полет Леонова и Кубасова на станцию не состоялся.

Пятая ОКС “Салют-3” (ОПС-2 или №102) массой 18,5 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” 25 июня 1974 г. Перигей орбиты составлял 213 км., апогей - 253 км., наклонение 51,6(. Станция закончила свою работу 25 января 1975 г., пробыв на орбите 213 (90 дней) суток и обеспечив пилотируемый полет 13 суток. 1-й экипаж (командир, полковник П.Р. Попович и борт-инженер, подполковник Ю.П. Артюхин) на станцию доставил КК “Союз-14” 4 июля 1974 г. За 15 суток они выполнили всю программу. 2-й экипаж (подполковник Геннадий Сарафанов и подполковник-инженер Лев Демин) стартовал на КК “Союз-15”, должен был пристыковаться 27 августа 1974 г., но из-за неисправности в системе сближения и стыковки “Игла” стыковка была отменена, и экипаж приземлился. 23 сентября возвращаемая капсула доставила на Землю фотопленки и другие материалы, а ОПС по команде ЦУПа была спущена с орбиты 24 января 1975 г. На смену еще летавшей ОКС “Салют-3” была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” шестая ОКС “Салют-4” (ДОС-4 или №124) 26 декабря 1974 г. Перигей орбиты составлял 212 км., апогей - 251 км., наклонение - 51,6 (. Станция закончила свою работу 3 февраля 1977 г., пробыв на орбите 774 (768,82 дней) суток и обеспечив пилотируемый полет 88 суток. Экипаж на станцию доставил КК “Союз-17”. Полет закончился 2 февраля 1977 г.

Седьмая ОКС “Салют-5” (ОПС-3 или №103) массой 19 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” 22 июня 1976 г. и закончила свою работу 8 августа 1977 г., пробыв на орбите 441 сутки. Экипаж на станцию 6 июля 1976 г. доставил КК “Союз-21” (полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов). Стыковка была проведена вручную. 62 суток космонавты находились на станции. 22 февраля 1977 г. возвращаемая капсула была посажена на Землю. 11 декабря 1993 г. она была, кстати, продана на аукционе Сотби. Планировавшийся полет КК “Союз-25” не удался.

 

Пилотируемые космические станции второго поколения

Пилотируемые станции второго поколения отличались наличием двух стыковочных узлов, что значительно увеличивало длительность их пребывания на орбите благодаря возможности одновременной стыковки со станцией двух КК. ДОС-5 разрабатывалась под индексом 17КС. Эти станции имели длину 14,4 м., максимальный диаметр (одного из отсеков) - 4,2 м., объем отсеков - 90 куб. м., массу 19,824 т., полезной нагрузкой 1,5 т., топливом 1,2 т. Солнечные панели размахом 17 м. и площадью 60 кв. м. обеспечивали электроэнергию в среднем 2 кВт. Коррекции производились двигателем тягой 400 кгс. Топливо заменили на использовавшееся на “Алмазах” N2О4/UDMH, что позволило увеличить время работы двигателя до 305 секунд. Скорость телеметрии была значительно повышена.

Восьмая ОКС “Салют-6” (ДОС-5 или №125) была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” 29 сентября 1977 г. Перигей орбиты составлял 188 км., апогей - 237 км., наклонение - 51,6 (. Станция закончила свою работу 29 июля 1982 г., пробыв на орбите 1 763,71 суток и обеспечив несколько пилотируемых полетов общей продолжительностью 617 суток. Первый экипаж на станцию доставил КК “Союз-26”. 22 января 1978 г. со станцией состыковался первый грузовой КА “Прогресс-1”.

На смену еще летавшей ОКС “Салют-6” 19 апреля 1982 г.была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон-К” девятая ОКС “Салют-7” (ДОС-6 или ДОС-5-2 или №126) массой 18,9 т. Перигей орбиты составлял 279 км., апогей - 284 км., наклонение - 51,6 (. Станция закончила свою работу 7 февраля 1991 г. в 4 часа по московскому времени, пробыв на орбите 3 215,34 дней (8 лет и 10 месяцев) и обеспечив несколько пилотируемых полетов общей продолжительностью 1 075 суток. Первый экипаж на станцию доставил КК “Союз Т-5”.

 

Пилотируемая космическая станция третьего поколения

Автоматические космические станции первого и второго поколения АКС “Алмаз”

Космические радиолокационные комплексы разрабатывались в КБ В.Н. Челомея на базе ОПС “Алмаз”. Эти АКС 11Ф668 с бортовым радиолокатором под кодовым названием “Меч-К” были разработаны НПОМаш. Масса АКС составляла 18,55 т.

Одиннадцатая орбитальная станция (первая АКС) “Алмаз” была доставлена на Байконур в июле 1981 г., но в декабре министр обороны Д.Ф. Устинов запретил запуск и распорядился прекратить все работы в данной области.

После смерти в декабре 1984 г. Устинова и Челомея новому генеральному конструктору НПОМаш Г. Ефремову в 1985 г. удалось обосновать необходимость проведения работ по созданию автоматических станций зондирования Земли.

Двенадцатая орбитальная станция (вторая АКС) “Алмаз-Т(-К?)” под серийным № 303 прошла все предстартовые испытания на Байконуре во второй половине 1986 г., но при запуске погибла при взрыве ее РН “Протон” 29 ноября 1986 г.

Четырнадцатая орбитальная станция (четвертая АКС, резервный аппарат) “Алмаз-Т” была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” 25 июля 1987 г. под названием “Космос-1870”, и 734 дня работала на орбите с перигеем в 263 км., апогеем в 278 км., и наклонением 71,9(. Это время работы было обеспечено 1 350 кг. бортового запаса топлива (нессиметричного диметилгидразина и четырехокиси азота); коррекии орбиты проводились каждые 10-12 дней. Станция была оснащена всепогодной РЛС с синтезированной апертурой (работавшей на частоте 3 ГГц ((=10 см.) с мощностью импульса 190 кВт.), которая сделала несколько тысяч снимков с не очень высоким разрешением 25-30 м. (разрешающая способность аналогичной американской системы “Лакросс” составляла 1-3 м.). АКС была предназначена для решения оборонных задач и при боковом обзоре охватывала территорию до 78( широты. Правда, РЛС работала всего по 10 мин. За виток, причем только 20% информации записывалось. АКС работала до 29 июля 1989 г.

Пятнадцатая орбитальная станция (пятая АКС, предэксплуатационная) “Алмаз-1” была выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” 31 марта 1991 г. Перигей орбиты составлял 337 км., апогей - 351 км., наклонение - 72,7(. Станция была оснащена новым всепогодным РЛК высокого разрешения “Экор-А” с РЛС бокового обзора с разрешением 10-15 м. и радиометрической системой “Омега СК” с разрешением 10-30 км. в разных диапазонах частот. Полоса обзора составляла 600 км. АКС была предназначена для решения оборонных задач, но налаживание коммерческого распространения за рубежом его радиолокационных снимков указывает на постепенный отказ от разведывательного применения системы. Ретрансляция на Землю осуществлялась непосредственно и через 2 геостационарных спутника. АКС работала до 17 октября 1992 г.

Шестнадцатая орбитальная станция (шестая АКС) “Алмаз-1В” оснащена 3-хдиапазонной РЛС для комплексного зондирования Земли с разрешающей способностью 5-7 метров, и датчиками оптического и инфракрасного наблюдения с разрешением до 2,5 метров в дневное время. АКС предназначена для решения оборонных задач.

 

Проект ТМК “Скиф-ДМ”

23 марта 1983 г. президент США Рональд Рейган высказал свою точку зрения на программу СОИ. Генсек Ю. Андропов отреагировал адекватно, и однй из частей советского “ответа” стала разработка своего рода орбитальной боевой платформы - ТМК “Скиф-ДМ”.

В июле 1985 г. ОКБ-23 (КБ “Салют”) получило задание на разработку макета КА для РН “Энергия”. Затем поступило распоряжение создать реальный аппарат. К июлю 1986 г. все узлы были доставлены в МИК Байконура.

Промежуточный вариант аппарата “Скиф-ДМ” предназначалась для отработки конструкции и бортовых систем боевого космического комплекса с лазрным оружием. “Скиф-ДМ” под индексом 17Ф19ДМ имел длину 37 м., диаметр 4,1 м. и внутренний объем 80 куб. м. Центральный блок был адаптирован с модулем ОКС “Мир-2”. Сложной проблемой оказалось подсоединение “Скифа-ДМ” к “Энергии”. Ее решили с помощью “Буран”ных технологий. Тринадцатая орбитальная станция (третья АКС) “Полюс” (“Скиф-ДМ”) была запущена 15 мая 1987 г. в 21.30 по московскому времени, но из-за неполадки разгонного блока на орбиту не вышел, а американская программа “звездных войн” СОИ не получила мощного толчка для расширения.

За несколько дней до старта Байконура посетил президент СССР М.С. Горбачев. В его присутствии запустить “Полюс” не решились - миротворческие заявления президента могли быть скомпроментированы военными целями запуска. Боеголовка, размещенная на платформе такого типа, может достичь США за 6 минут.

 

Пилотируемые станции четвертого поколения

Информация об ОКС “Мир-2” появлялась в прессе весьма противоречивая. Известно несколько возможных вариантов как дизайна, так и концепции “Мир-2”. На 38-м конгрессе ИАФ в Монреале в 1987 г. был продемонстрирован проект “Мир-2”. ББ семнадцатой ОКС “Мир-2” предполагалось вывести на орбиту ракетой-носителем “Протон” в 1996 г. и собрать всю станцию в 1996-2000 гг. ББ изготовлялся на ЗиХе, в КБ “Салют” и НПО “Энергия”. Предполагалось, что после выведения его на орбиту должна была произойти его стыковка с ОС “Мир”. Затем предполагалось с помощью манипулятора МТКК “Буран” перестыковать на “Мир-2” 2-3 модуля со станции “Мир”, после чего несколькими ТК “Прогресс-М” утопить остальные модули “Мир” в океане. Для монтажа “Мир-2” предполагалось сделать около 30 выходов в космос. Экипаж станции предполагался в 9 человек, а наклонение орбиты - 65.

 

В составе станции предполагались следующие модули:

1.базовый блок ББ. В статье гавного ведущего конструктора КБ “Салют” Ю.П. Корнилова (4) появилось некоторое представление по ОКС “Мир-2” в представлении 1981 г.: главной задачей запуска “Полюса” (см. выше материал о АКС “Скиф-ДМ”) “... стала проверка принципов создания космического аппарата 100-тонного класса, выводимого РН “Энергия” (т.е. с ассиметричным расположением), ведь в дальнейшем предполагалась разработка новой долговременной орбитальной станции “Мир-2” с использованием таких модулей”. Таким образом, есть все основания предполагать, что в одном из проектов центральным блоком “Мир-2” должна была стать 100-тонная конструкция.;

2.первый дополнительный служебный;

3.второй дополнительный служебный;

4.служебный;

5.биотехнологический;

6.первый исследовательский;

7.второй исследовательский;

8.технологический;

9.модуль для ИПРЗ. 10.ферма - консоль с сечением 3*3 или 5*5 метров. На ней должны были установить двигательные установки, солнечные батареи, радиаторы и концентраторы, научную аппаратуру. Эту ферму предполагалось запустить РН “Энергия”.

Солнечные концентраторы представляли собой параболические чаши, направленные постоянно на Солнце. В случае отсутсвия источника света в поле зрения этого устройства, подключался своего рода аккумулятор, восполнявший потери.

Запуск отдельных компонентов ОКС “Мир-2” предполагалось производить с помощью РН “Протон” и МТТК “Буран”. На первых этапах создания ОКС предполагалось использовать КК “Союз-ТМ” и “Прогресс-М”.

Проект “Мир-2” был приостановлен из-за финансовых трудностей. Глава РКА Юрий Коптев и глава корпорации “Энергия” Юрий Семенов предложили новый и полностью измененный вариант ОКС “Мир-2”. Он получил условное название “Мир-1.5”. Этот проект был предложен для участия в проекте МОКС - пилотируемой станции четвертого поколения “Альфа”.

Список источников и литературы

Литература:

•Семенов Ю.П. Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева. 1946-1996. М., 1995.

•Тарасенко М.В. Военные аспекты советской космонавтики. М., 1992.

Периодика:

•Катастрофа “Союза-11”. // Вестник Воздушного Флота. 1996. №6. С.56-57. •Корнилов Ю.П. Неизвестный “Полюс”. // Земля и Вселенная. 1992. №4. С.18-23.

•Маринин И. Шамсутдинов С. “Алмазы” для диктатуры пролетариата. // Вестник Воздушного Флота. 1995. №5-6.

•Петраков В. От “Салюта” до “Альфы”. // Вестник Воздушного флота. 1997. №1. С.56-59.

•Шишов В.С. Орбитальные станции: идея и ее воплощение. // Земля и Вселенная. 1993. №3. С.3-10.

Начало